На состоявшемся во вторник заседании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия были рассмотрены проекты двух конституционных законов РЮО «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» и «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия».
Из 14 присутствовавших на заседании членов ЦИК РЮО 13 поддержали законопроекты, один воздержался.
Как отметила Председатель ЦИК РЮО Эмилия Гагиева, предлагаемые изменения устраняют пробелы и противоречия, а также носят технический характер, что в преддверии выборов на должность Президента Республики Южная Осетия является необходимым.
Частью 7 статьи 1 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» установлено, что иные нормативно-правовые акты о выборах и референдуме не должны противоречить настоящему Конституционному закону, в случае же, если конституционные законы РЮО, законы РЮО и иные нормативно-правовые акты противоречат настоящему Конституционному закону, применяются нормы настоящего Конституционного закона.
«Статьей 27 базового Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» предусмотрено, что кандидаты на должность Президента РЮО могут быть выдвинуты исключительно политическими партиями и путем самовыдвижения. Действующий же Конституционный закон РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» оговаривает выдвижение кандидатов политическими партиями, инициативными группами избирателей и избирательными блоками, тогда как избирательные блоки исключены из выборного законодательства в 2018 году, а из Закона РЮО «О политических партиях» в 2019 году. Таким образом, базовая норма «самовыдвижение кандидата» в действующем Конституционном законе РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» отсутствует. Предлагаемое законопроектом указанное противоречие устраняется, дается подробная и детальная процедура выдвижения кандидатов как политическими партиями, так и в порядке самовыдвижения», — сказала Председатель ЦИК РЮО.
Эмилия Гагиева также отметила, что частью 4 статьи 31 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» оговорено, что Конституционным законом РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» должна быть предусмотрена процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, однако порядок указанной процедуры по настоящее время не установлен. Теперь этот законодательный пробел устраняется, прописывается порядок проверки подписей на предмет их действительности и достоверности. Эти изменения очень важны, ведь необходимо знать, в каких случаях подписи считаются недействительными, а в каких недостоверными.
Как сказала Председатель ЦИК РЮО, установленные частью 5 статьи 4 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» ограничения для кандидатов в депутаты Парламента РЮО с принятием предлагаемых законопроектов будут распространяться и на кандидатов на должность Президента РЮО.
«Кроме того Центральная избирательная комиссия, как субъект законодательной инициативы и разработчик законопроектов тщательно подошла и к фигуре представителя зарегистрированного кандидата с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня», — сказала Гагиева. «Как известно, при голосовании, на обратной стороне бюллетеня ставится подпись представителя зарегистрированного кандидата. Бюллетень без подписи представителя зарегистрированного кандидата с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня является недействительным. Не проработанность отдельных элементов его обязанностей вызывало в правоприменительной практике определенные затруднения. Количество двоих представителей зарегистрированного кандидата законодателем изначально было заложено в целях обеспечения их взаимозаменяемости в течение всего дня голосования. Но, несмотря на это, режим осуществления полномочий и сменяемость их друг другом на практике вызывало споры. Одни участковые избирательные комиссии к процедуре голосования допускали только одного представителя с правом подписи, другие же — в помещение для голосования допускали обоих представителей с правом подписи от каждого зарегистрированного кандидата, но при этом разрешали подписывать избирательные бюллетени только одному из них, что не могло не вызывать проблемы в правоприменении», — добавила Эмилия Гагиева
Полномочия представителей зарегистрированных кандидатов, по словам председателя ЦИК Республики, с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня в отличие от полномочий наблюдателей в полной мере не были прописаны.
«Предложенными изменениями разночтения устраняются, дается четкое разграничение полномочий представителей кандидатов с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня и наблюдателей, в соответствии с которым представители с правом подписи избирательного бюллетеня не вправе осуществлять не входящие в их компетенцию действия, а именно: контролировать этапы и порядок голосования, требовать предоставление копий подписанных протоколов об итогах голосования у участковой избирательной комиссии и т.д». – отметила Гагиева.
По словам Секретаря ЦИК РЮО Кристины Авлоховой, в обоих законопроектах уточняются отдельные положения, носящие юридико-технический характер. Так, в перечень терминов, используемых Конституционным законом РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», вводятся отсутствовавшие до сих пор термины «выборное должностное лицо — Президент Республики Южная Осетия», «род занятий» и «сведения о судимости кандидата». В 2016 году Конституционный закон «О выборах Президента Республики Южная Осетия» был дополнен нормой о сроках отсутствия гражданина на территории РЮО по уважительной причине. Однако, в Конституционный закон РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», принятый в новой редакции в 2018 году, указанное дополнение не было внесено, сегодня указанный пробел мы также устраняем», — сказала Авлохова.
По ее словам, вносятся также изменения в статью 20 Конституционного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» о системе и статусе избирательных комиссий, которые обусловлены тем, что в 2016 году изменилась система выборов депутатов, появились округа, в связи с чем данная норма уточняется и дополняется.
«Мы устанавливаем одинаковые сроки при формировании комиссий, срок приема заявлений о назначении кандидатур в состав окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Также четко определяются полномочия ЦИК по формированию избирательных участков и участковых комиссий за пределами территории РЮО. До сих пор не было прописано, что их формирование осуществляется именно ЦИКом. Уточняется исчерпывающий список лиц, которые могут присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий», — подчеркнула Секретарь ЦИК РЮО.
Она также добавила, что законопроектом определяется количество представителей кандидатов с правом подписи и наблюдателей, а именно по два человека, которые одновременно исполняют свои полномочия, одни из них наблюдатели, другие — с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня. Устанавливается также, кто не может быть наблюдателем и представителем с правом подписи, прописываются их права и полномочия, ограничения при осуществлении ими их полномочий и порядок их назначения. Кроме того, отдельной новой статьей закреплены полномочия и деятельность иностранных (международных) наблюдателей, а для представителей средств массовой информации вводится новация об их аккредитации Центральной избирательной комиссией РЮО.
«Изменениями также устанавливаются единые сроки формирования избирательных комиссий, основания для отказа кандидату в регистрации, сроки открытия кандидатом специального избирательного счета, порядок назначения доверенных лиц и их полномочия. По действующему Конституционному закону РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» подпись представителя зарегистрированного кандидата ставится на обратной стороне бюллетеня, и в то же время законом оговаривается, что бюллетень печатается только на одной стороне. Данное противоречие также устраняется. Для дисциплинирования участников избирательного процесса законопроектом предлагается обязать представителя кандидата с правом подписи явиться на избирательный участок до начала голосования (т.е. до 8 часов утра), если же к указанному времени он не явится на избирательный участок, он более не допускается. При этом участковой комиссией в присутствии других представителей кандидатов составляется соответствующий акт, после которого избирательные бюллетени без его подписи будут считаться действительными», — добавила Секретарь ЦИК РЮО.
Авлохова считает, что если эти нормы будут приняты, то будет легче работать Центральной избирательной комиссии, и всем баллотирующимся кандидатам.
По словам Председателя ЦИК Эмилии Гагиевой, у всех возникнет вопрос, почему предыдущие кампании по выборам Президента РЮО проводились без учета вышеперечисленных необходимых изменений.
«Конституционный закон РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» был принят в 2001 году, а Конституционный закон РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» в новой редакции, не допускающий противоречий ему — в 2018 году. К сожалению, до сих пор работа по устранению противоречий никем не велась, а это чревато большими проблемами и для избирателей, и для кандидатов, и, в первую очередь, для Центральной избирательной комиссии, уполномоченной на проведение выборов и референдума. Контроль за соблюдением избирательных прав граждан будет достигнут только если будут устранены все перечисленные противоречия и пробелы, а избирательные законы будут приведены в строгое и необходимое соответствие друг другу», — заключила Эмилия Гагиева.