На этой неделе в Центризбиркоме Южной Осетии прошло заседание, на котором обсуждались поправки, предлагаемые комиссией в избирательное законодательство. Они касаются двух конституционных законов – об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме и о выборах президента.
Глава ЦИК Эмилия Гагиева в интервью пояснила, почему возникла необходимость принятия этих поправок и в чем их суть.
– Чем были обусловлены поправки?
– В 2018 году в новой редакции был принят Конституционный закон РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», который, как и его предшественник устанавливает недопущение противоречий ему. Действующий же Конституционный закон РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия» принят в 2001 году и в него не вносились необходимые изменения для устранения противоречий и пробелов после принятия закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» в 2018 году. А противоречий и пробелов, как оказалось, достаточно.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» гласит, что при противоречиях применяются только нормы, прописанные в этом Законе, и в то же время часто по конкретным процедурам этот закон отсылает нас к Закону «О выборах Президента Республики Южная Осетия». И в этом случае становится непонятно, как осуществлять те или иные действия, не учтенные в Конституционном законе «О выборах Президента Республики Южная Осетия», если они не установлены. ЦИК, как орган, организующий выборы и референдум, действует в соответствии с законодательством. Что делать членам ЦИК, если есть противоречия и пробелы?
Чтобы было понятнее, приведу пример.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» четко определил, что выдвижение кандидата возможно только в порядке самовыдвижения и политическими партиями.
Действующий Конституционный закон «О выборах Президента…» предусматривает, что выдвижение возможно, как политическими партиями, так и избирательными блоками, и инициативными группами избирателей. И ни слова о возможности самовыдвижения.
Противоречие, как говорится, налицо.
— Эмилия Радиковна, в этом случае, как вы объяснили, руководствуются тем, что установлено в законе «Об основных гарантиях…» и ЦИК, чтобы не нарушать, может разрешить выдвигаться кандидатам только от политических партий и в порядке самовыдвижения?
– Проблема в том, что Конституционный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» устанавливает общие, базовые нормы избирательных прав, зачастую отсылая нас по конкретным процедурам к соответствующим конституционным законам. Вот и в этом случае статьей 28 установлено, что порядок самовыдвижения кандидата должен быть установлен в Конституционном законе «О выборах Президента Республики Южная Осетия». Однако этой нормы на сегодняшний день нет.
– Расскажите об основных изменениях, коснувшихся избирательной сферы?
– К основным предлагаемым изменениям мы относим появление требуемой нормы о порядке «самовыдвижения кандидата», разграничение полномочий наблюдателей и представителей зарегистрированных кандидатов с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня и установление порядка процедуры проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов.
– Совсем скоро выборы президента. Какие критерии предъявляются к кандидатам на этот пост?
– Действующим законом «О выборах Президента…» установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РЮО не имеющий гражданства РЮО, гражданин республики моложе 35 лет, гражданин республики, не владеющий государственными языками РЮО, гражданин республики, не проживающий постоянно в Республике Южная Осетия последние 10 лет, предшествующих дню регистрации, гражданин республики, имеющий гражданство иностранного государства, за исключением Российской Федерации, а также гражданин РЮО, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
Проектами обоих конституционных законов мы предлагаем дополнить установленные ограничения.
Предлагаем их дополнить ограничениями, предусмотренными для кандидатов в депутаты Парламента, которые установлены частью 5 статьи 4 Конституционного закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».
– Как подтверждается недостоверность и достоверность подписей?
– Известно, что кандидат не будет зарегистрирован, если не соберет в свою поддержку 3500 достоверных подписей. При этом в каждой административно-территориальной единице республики должно быть собрано не менее 150 достоверных подписей. Эта норма установлена в 2016 году и нашими законопроектами не меняется.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», принятый в 2018 году, и который не приемлет противоречий, снова отсылает нас к Закону «О выборах Президента…» и обязывает установить процедуру проверки достоверности подписей в Законе «О выборах Президента…».
Действующий Закон «О выборах Президента…» оговаривает, что ЦИК проверяет порядок сбора подписей, оформление подписных листов, достоверность и полноту сведений об избирателях и достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Повторюсь, процедура проверки достоверности подписей действующим Конституционным законом «О выборах Президента Республики Южная Осетия» не установлена.
Одним из предлагаемых изменений является появление в законе «О выборах Президента…» новой статьи, регламентирующей процедуру проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Предлагаемые изменения детально раскрывают данную процедуру. Устанавливается, какая подпись и почему признается недостоверной или недействительной.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
– Ранее на выборах от каждого кандидата был представитель с правом подписи и наблюдатель, какие изменения коснутся их? Остается ли за наблюдателем право контролировать этапы и порядок голосования, требовать предоставление копий подписанных протоколов об итогах голосования у участковой избирательной комиссии?
– В день голосования, на избирательном участке помимо членов участковой избирательной комиссии без дополнительного разрешения вправе присутствовать зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель, а также представитель зарегистрированного кандидата с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня и его наблюдатель.
Для наблюдателей действующим законодательством установлены определенные права: он может знакомиться со списками избирателей, наблюдать за составлением протоколов об итогах голосования, получать копии указанных протоколов, обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по организации голосования, может наблюдать за подсчетом числа бюллетеней, выданных избирателям, визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, и так далее…,то есть для наблюдателя есть довольно четко установленные полномочия.
Есть и ограничения его прав: такие как ведение агитации, заполнение бюллетеней за избирателей, непосредственно выдача бюллетеней, наблюдатель не может участвовать в принятии решений участковой комиссии, а также принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней.
Конституционным законодательством установлено, что не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата. То есть, сколько бы наблюдателей не направлял на участок зарегистрированный кандидат, в помещение для голосования допускали только одного из них.
Все эти права и ограничения для наблюдателя уже установлены действующим законодательством, и ЦИК не предлагает их менять.
Что касается представителя зарегистрированного кандидата с правом подписи на обратной стороне бюллетеня, то о нем мы ничего более подробного не увидим в действующих конституционных законах, кроме того, что каждый зарегистрированный кандидат вправе иметь до двух представителей с правом подписи одного из них на обратной стороне избирательного бюллетеня, и что без подписи этого представителя бюллетень признается недействительным.
И вот здесь начинаются проблемы.
Многие участковые комиссии расценивали эту норму так: кандидат направил двоих представителей и только у одного из них есть право расписываться на обратной стороне бюллетеня. Допускали в помещение для голосования обоих, но разрешали расписываться только одному из них, так как только у одного из них есть право подписи. При этом второго не допускали к работе при выездном голосовании, поскольку, опять же, право подписи только у одного. Что делать с бюллетенями по выездному голосованию, если они недействительны без подписей представителей, а им не разрешили участвовать в выездном голосовании?
Бывает и такое, что кандидат сам направил только одного представителя с правом подписи. Не у всех кандидатов бывает возможность направить даже по одному человеку на каждый избирательный участок (а их, к примеру, в 2017 году был 77). Естественно, представителю с правом подписи приходится выбирать — оставаться в помещении для голосования или участвовать в выездном голосовании. Опять же, что делать с неподписанными бюллетенями?
Другой был случай, когда представитель отказывался подписывать бюллетень, заведомо зная за кого будет голосовать избиратель и понимая, что без его подписи бюллетень признают недействительным.
ЦИК сталкивался и с тем, что кандидаты уведомляли ЦИК о направлении представителей с правом подписи одних лиц, а в день голосования на участок являлись совершенно иные лица без предварительного уведомления ЦИК. Это тоже чревато, ведь даже с целью провокаций на участке может появиться человек, чье присутствие не согласовано, и он может не являться представителем ни одного из кандидатов.
К сожалению, многие не считаются и с тем, что если начало голосования установлено на 8:00 утра, то в 8:01 может прийти голосовать избиратель и в помещении для голосования уже должен находиться представитель с правом подписи. Избиратель не должен ждать, когда позавтракает человек, без чьей подписи бюллетень признают недействительным. Конституционным законодательством установлено, что участковые комиссии не в 8 часов (если, к слову, на это время назначено время голосования), а перед наступлением времени голосования предъявляют к осмотру пустые ящики для голосования и опечатывают их печатью в присутствии заинтересованных лиц. А это значит, что все заинтересованные лица обязаны явиться на избирательный участок до начала голосования, а не в 8 утра или во время голосования.
– Что предлагает ЦИК?
– ЦИК предлагает, как и прежде, дать возможность каждому зарегистрированному кандидату направлять на каждый избирательный участок по два представителя с правом подписи. При этом он не позднее чем за три дня до дня голосования представляет список назначенных представителей с правом подписи в ЦИК, указывая их фамилии, имена и отчества, адреса их места жительства, наименования и номера избирательных участков, куда направляются представители зарегистрированного кандидата с правом подписи.
ЦИК передает эти данные участковым комиссиям.
В день голосования лица из списков предъявляют в соответствующие участковые комиссии направления, выданные зарегистрированными кандидатами, в которых также указываются данные о представителях, которые уже три дня назад были представлены в ЦИК. Направление действительно при предъявлении паспорта гражданина Республики Южная Осетия.
Очень важно представителям явиться заранее, до начала голосования, как того требует конституционное законодательство, поскольку, опять же, в 8:00 начинается голосование и бюллетень без подписи могут признать недействительным. Так вот, участковая комиссия больше не будет ждать завтракающих представителей, а составит протокол о присутствующих, и больше не допустит в помещение для голосования представителей с правом подписи, поскольку это минимизирует при подсчете голосов вопросы почему в определенное время подписей не было, а потом они появились. Бюллетень признают действительным, если на момент начала голосования чей-то представитель с правом подписи не явился и не отражен в протоколе.
Оба представителя, согласно предлагаемым изменениям уже имеют право подписи, и могут заменять друг друга в течение всего дня голосования.
Один из них теперь спокойно может выехать на выездное голосование. На случай, если представителей двое, но на выездное голосование ни один из них не хочет ехать, непосредственно перед проведением выездного голосования составляется протокол участковой комиссии. Бюллетени признаются действительными, если отсутствуют подписи представителей, не отраженных в протоколе.
Если в процессе голосования, представитель покидает избирательный участок или отказывается подписывать бюллетень, участковая комиссия составляет об этом акт с указанием времени.
– Кто не может быть наблюдателем и представителем с правом подписи?
– Представителями зарегистрированных кандидатов с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня и наблюдателями согласно предлагаемым изменениям не могут быть назначены депутаты, руководители органов исполнительной власти, главы районов и городов, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, и члены комиссий с правом решающего голоса.
– Какие еще важные изменения должны быть внесены?
– Законом «О выборах Президента…» установлена возможность досрочного голосования за пять дней до дня голосования в соответствующей территориальной комиссии, а за 3 дня до дня голосования — в участковой комиссии. Эта норма утрачивает силу проектами изменений, поскольку противоречит закону «Об основных гарантиях избирательных прав…», в котором эта норма уже не предусмотрена. Невозможность досрочного голосования усматривается и в статье 52 «Об основных гарантиях избирательных прав…», а именно, при изучении содержания протокола об итогах голосования, в котором не предусмотрена строка о бюллетенях, выданных при досрочном голосовании.
sputnik-ossetia.ru