ЦИК РЮО просит разъяснить порядок регистрации (кандидата либо представителя кандидата) на конкретном избирательном участке, а также статус, полномочия, права и обязанности такого представителя, а также порядок его назначения (направления) кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия
Назад
Далее
Пунктом 2 статьи 61 Конституции Республики Южная Осетия установлено, что Парламент Республики Южная Осетия принимает конституционные законы, законы Республики Южная Осетия и осуществляет контроль за их исполнением, осуществляет толкование конституционных законов и законов Республики Южная Осетия.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 10 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Южная Осетия», Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Президента Республики Южная Осетия, обеспечивает единообразное применение вышеуказанного Закона.
Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия выявила пробелы в действующем законодательстве, в связи с чем обращается в Парламент Республики Южная Осетия за разъяснением положений законодательства.
В соответствии с пунктом «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», избирательный бюллетень считается действительным при наличии подписи на обратной стороне бюллетеня одного из представителей каждого из кандидатов, зарегистрированных на данном избирательном участке.
При этом определенное количество избирательных бюллетеней подписывается на избирательном участке в день голосования, а все остальные бюллетени – в процессе голосования.
1. Исходя из формулировки данного пункта можно сделать вывод о том, что на обратной стороне каждого избирательного бюллетеня должен поставить подпись представитель кандидата.
Частью 17 статьи 49 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» установлено, что каждый зарегистрированный кандидат вправе иметь до двух представителей на каждом избирательном участке в день голосования с правом подписи одного из них на обратной стороне избирательного бюллетеня.
При этом, порядок назначения такого представителя, его статус, полномочия, права (за исключением права подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня) и обязанности действующим законодательством не установлены.
В законодательстве отсутствуют нормы, дающие право такому представителю наблюдать за ходом голосования, присутствовать при подсчете голосов избирателей и т.д.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, такой представитель направляется зарегистрированным кандидатом на избирательной участок исключительно с правом проставления подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня и не обладает никакими иными правами.
По мнению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, указанная норма требует толкования.
2. Кроме того, законодательством не установлена обязанность представителя ставить свою подпись на обратной стороне избирательного бюллетеня. При этом вышеуказанная норма Закона по смыслу является императивной и указывает, что отсутствие подписи представителя на обратной стороне избирательного бюллетеня влечет за собой признание такого избирательного бюллетеня недействительным.
Указанный законодательный пробел создает предпосылки для злоупотреблений со стороны таких представителей кандидатов, в том числе необоснованный отказ в проставлении своей подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня либо неявка такого представителя на избирательный участок для проставления подписи.
С учетом изложенного, просим разъяснить норму права, содержащуюся в пункте «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», а именно – является ли основанием для признания избирательного бюллетеня недействительным отсутствие подписи представителя кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия на обратной стороне избирательного бюллетеня, если такое отсутствие обусловлено отсутствием такого представителя на избирательном участке либо отказом такого представителя от проставления подписи.
3. Также обращаем внимание, что, исходя из буквального толкования пункта»б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», правом назначения представителя обладает кандидат, зарегистрированный на данном избирательном участке.
Полагаем, тем не менее, что законодатель имел в виду, что регистрации на конкретном избирательном участке подлежит не кандидат, а представитель, назначаемый кандидатом.
Таким образом, данная норма также подлежит разъяснению.
С учетом всего изложенного, отсутствия необходимых норм права в действующем законодательстве о выборах, ЦИК РЮО просит разъяснить порядок регистрации (кандидата либо представителя кандидата) на конкретном избирательном участке, а также статус, полномочия, права и обязанности такого представителя, а также порядок его назначения (направления) кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия.