Перейти к содержимому

ЦИК Южной Осетии

Республикӕ Хуссар Ирыстоны
Централон ӕвзарӕн къамис

Центральная избирательная комиссия
Республики Южная Осетия

Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия 82/1 от 3 июня 2024 г. «О Разъяснениях порядка назначения и реализации полномочий наблюдателей политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов, представителей с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия восьмого созыва»

В целях реализации положений статьи 25, абзаца третьего части 17 статьи 49 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» и статей 28, 70 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Разъяснения порядка назначения и реализации полномочий наблюдателей политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов, представителей с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия восьмого созыва.
  2. Опубликовать настоящее Постановление в периодических печатных изданиях Республики Южная Осетия на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия в сети «Интернет».

Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия                 Э.Р. Гагиева

Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия                    К.И. Авлохова

Утверждены

Постановлением

Центральной избирательной комиссии

Республики Южная Осетия

от 03.06.2024 №82/1

Разъяснения

порядка назначения и реализации полномочий наблюдателей политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов, представителей с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия восьмого созыва

 

1. В соответствии со статьей 25, статьей 49 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», статьями 28, 70 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» каждая политическая партия, зарегистрировавшая список (списки) кандидатов, каждый зарегистрированный кандидат (далее – политическая партия, зарегистрированный кандидат) вправе назначить на каждый избирательный участок не более двух наблюдателей и не более двух представителей с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня, которые будут осуществлять свои полномочия непосредственно в день голосования.

Наблюдателем, представителем с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня политической партии,  зарегистрированного кандидата (далее-представитель с правом подписи) может быть гражданин Республики Южная Осетия, обладающий активным избирательным правом, независимо от места его жительства.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. Представителями с правом подписи не могут быть назначены депутаты, руководители органов исполнительной власти, главы районов и городов, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса. Политическая партия, зарегистрированный кандидат при назначении наблюдателей, представителей с правом подписи проверяет соблюдение требований настоящего абзаца и подтверждает отсутствие указанных ограничений в направлении, выданном наблюдателю, представителю с правом подписи.

2. Политическая партия, зарегистрированный кандидат могут назначить на каждый избирательный участок до двух наблюдателей, до двух представителей с правом подписи, которые имеют право поочередно осуществлять свои полномочия. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем, представителем с правом подписи только на один избирательный участок.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателей, представителей с правом подписи в помещении для голосования двумя наблюдателями, двумя представителями с правом подписи, представляющими интересы одной политической партии, одного зарегистрированного кандидата. Наблюдатели, представители с правом подписи осуществляют свои полномочия на основе принципа взаимозаменяемости.

3. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, назначившие на избирательный участок в день голосования наблюдателей, представителей с правом подписи, не позднее чем за два дня до дня голосования представляет список назначенных наблюдателей, представителей с правом подписи в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, представителя с правом подписи, адрес его места жительства, номер избирательного участка, куда направляется наблюдатель, представитель с правом подписи. Указанные списки передаются Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия в участковые избирательные комиссии (типовая форма приведена в Приложении 7 к настоящим Разъяснениям).

В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии, составляет протокол о присутствующих наблюдателях, представителях с правом подписи, направленных политическими партиями, зарегистрированными кандидатами на избирательный участок в день голосования, который подписывается присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (типовая форма приведена в Приложении 1 к настоящим Разъяснениям). При этом, наблюдатели, представители с правом подписи допускаются на избирательный участок только при наличии направления в письменной форме, выданном политической партией, зарегистрированным кандидатом, назначившим данного наблюдателя, представителя с правом подписи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, представителя с правом подписи, адрес его места жительства, номер избирательного участка, куда представитель с правом подписи направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 настоящих Разъяснений.

Представители с правом подписи, не указанные в протоколе о присутствующих представителях с правом подписи, в день голосования на избирательный участок с момента начала голосования не допускаются. На избирательный участок не допускаются также лица, не оговоренные политической партией, зарегистрированным кандидатом в списке назначенных наблюдателей, представителей с правом подписи, представленном в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия и лица, чьи сведения, указанные в пункте 3 настоящих Разъяснений, не соответствуют сведениям, указанным в направлениях, выданных политической партией, зарегистрированным кандидатом.

В направлении целесообразно указать действующий номер телефона наблюдателя, представителя с правом подписи для установления с ним оперативной связи в случае необходимости. Направление действительно при предъявлении паспорта гражданина Республики Южная Осетия.

Формы направлений для наблюдателя и представителя с правом подписи приведены в приложениях 2 и 3 к настоящим Разъяснениям.

  1. При предъявлении наблюдателем, представителем с правом подписи в участковую избирательную комиссию направления секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проверяется паспорт гражданина Республики Южная Осетия, удостоверяющий личность наблюдателя, представителя с правом подписи. Также в направлении проверяется наличие всех необходимых сведений о представителе с правом подписи.
  2. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в день голосования;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

6. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

7. Представитель с правом подписи вправе:

а) находиться в помещении для голосования в день голосования;

б) осуществлять свои полномочия при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям.

8. Представитель с правом подписи не вправе:

а) выдавать избирателям бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений участковой избирательной комиссией.

9. Участковой избирательной комиссией составляется акт с указанием времени в случае:

а) отсутствия на избирательном участке представителя с правом подписи, в связи с нахождением его в составе группы членов участковой избирательной комиссии, проводящей голосование вне помещения для голосования (типовая форма приведена в Приложении 4 к настоящим Разъяснениям);

б) если представитель с правом подписи покинул избирательный участок во время проведения голосования, и его не заменил второй представитель кандидата с правом подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня (типовая форма приведена в Приложении 5 к настоящим Разъяснениям);

в) если представитель с правом подписи отказывается подписывать избирательный бюллетень в день голосования (типовая форма приведена в Приложении 6 к настоящим Разъяснениям);

г) если представитель с правом подписи участвует в выездном голосовании (типовая форма приведена в Приложении 7 к настоящим Разъяснениям).

Соответствующий акт участковой избирательной комиссии подписывается членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (в случае проведения голосования вне помещения для голосования — членами комиссии, проводящими такое голосование).

Приложение 1 к Постановлению  №82.1 от 03.06.2024

Приложение 2 к Постановлению  №82.1 от 03.06.2024

Приложение 3 к Постановлению  №82.1 от 03.06.2024

Приложение 4 к Постановлению  №82.1 от 03.06.2024

Приложение 5 к Постановлению №82.1 от 03.06.2024

Приложение 6 к Постановлению №82.1 от 03.06.2024

Приложение 7 к Постановлению №82.1 от 03.06.2024